Производство молочной продукции в России в 2023 году
Несмотря на мировые кризисы и постоянные вызовы, российский рынок молочной продукции продолжает свое активное развитие. Однако спрос на конкретные продукты изменился, что связано со снижением доходов потребителей на 2,2 % из-за высокой инфляции в 12,4 % в конце 2022 года. Так, люди продолжали покупать базовые молоко и масло, в то время как заметно сократились траты на йогурты и десерты, которые довольно сильно подорожали. О других тенденциях говорим ниже.
Что происходит на рынке?
Производители молочной продукции вошли в 2023 год уверенно и продолжили начатый еще в 2022 году рост. Общий объем выпущенной продукции составил практически 33 млн тонн. В процентном соотношении большая часть пришлась на питьевое молоко и кисломолочную продукцию — 60 %, творог и сыры — 25 % и молочные субпродукты, такие как масло и сливки, — 15 %.
Сегодня Россия все еще импортирует молокопродукты, особенно субпродукты и сыры. Странами-поставщиками по-прежнему остаются Германия, Беларусь и Франция. Но и экспорт тоже набирает обороты и на данный момент большая часть товаров отправляется в государства Ближнего Востока и СНГ.
Тренды и инновации
Экологическая продукция и устойчивое производство
С каждым годом все популярнее становятся экологически чистые молочные продукты. Для этого компании меняют подход к производству и внедряют современные технологии, чтобы снизить негативное влияние на окружающую среду и повысить качество товаров.
Обогащенные и функциональные продукты
В 2023 году спрос на такие товарные позиции продолжает расти. Покупатели хотят видеть в еде больше витаминов, минералов и микроэлементов, чтобы укреплять здоровье и повышать иммунитет.
Растительные альтернативы
Интерес к вегетарианству и здоровому питанию способствует появлению на рынке продуктов на основе овса, сои, миндаля и иных растительных ингредиентов, которые становятся альтернативой молочной продукции.
Онлайн-продажи
Все больше покупателей заказывает молоко онлайн. На данный момент на долю таких продаж приходится 2 %. При этом реализация в натуральном выражении и в штуках в офлайн-канале сокращается.
Активное развитие собственных торговых марок (СТМ)
На молочном рынке растут продажи СТМ и сегодня они достигли 32 % в денежном выражении. Больше всего частных марок представлено в категории твердого сыра и пастеризованного молока. В то время как в секторе глазированных сырков, сливок и ряженки их количество заметно сократилось.
Смещение предпочтений покупателей в сторону традиционных молочных продуктов
В течение многих лет на пике продаж была современная молочная продукция — десерты, йогурты, сырки и пр. Но с конца 2022 года и с переходом на 2023 традиционная «молочка» заняла лидирующие позиции. В денежном эквиваленте она выросла на 16,4 %.
Сокращение ассортимента
Уход крупных поставщиков и производителей все еще отражается на рынке молочных продуктов. Часть позиций либо в дефиците, либо вовсе отсутствует. Ассортимент вырос только в сегменте питьевых йогуртов. Негативная динамика характерна для ложковых йогуртов, молока с соком, молочных и жидких десертов.
Какими видятся перспективы развития?
Несмотря на ряд трудностей, молочный рынок не теряет своих позиций и пытается демонстрировать рост по отдельным показателям. В этом помогает и государство, которое поддерживает и саму отрасль, и производителей оборудования для нее. Различные программы льготного кредитования для производителей молока способны повлечь за собой увеличение объемов продукции, повышение спроса на технику для обработки и упаковки товаров.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что впереди:
- увеличение внутреннего производства. Уже сейчас многие компании планируют вложить значительную часть бюджета в расширение производственных мощностей и их модернизацию. Это должно еще больше снизить зависимость от импорта и способствовать наращиванию экспорта;
- развитие малых и средних предприятий. Как правило, такие производители специализируются на нишевых и очень качественных продуктах. Благодаря этому рынок становится разнообразнее и может в большей степени удовлетворять потребителей из различных категорий;
- интеграция цифровых технологий. За счет этого будут оптимизированы многие рабочие процессы, улучшится качество продуктов и снизятся затраты на их выпуск.
По экспертным оценкам, эти тенденции будут сопровождать нас в ближайшие 5–7 лет, что позволит российским производителям укрепить свои позиции на мировом рынке и значительно повысить конкурентоспособность отечественных продуктов.